Наверняка, каждому хотя бы раз в жизни снилась либо собственная смерть, либо смерть близких. И каждый раз пробуждение после такого сна было не из самых приятных. А, между тем, мы с особым чувством признательности должны относиться к подобным ночным видениям и, более того, благодарить свой сон за то, что он подарил нам эти образы. Потому что в них...
В основе всех наших сновидений лежит универсальный язык метафор и символов. Все религиозные практики, все мифы, все системы различных эзотерических школ построены на этом языке. Его образы, находясь в глубинах человеческого духа, в глубинах бессознательного, указывают на присутствие бесконечного в конечном и неограниченного в ограниченном. Наполняясь определенного вида энергией, первокирпичики этого универсального языка вбирают в себя потенциал для психоаналитической эволюции от низшего к высшему. Вот именно они — их называют архетипы — создают основной каркас психологического существования каждого из нас и всего человечества в целом. Именно они являются той базовой энергетической основой, которая конструирует и виртуальные персонажи наших сновидений, и все те маски, за которыми суровый цензор прячет суть наших истинных желаний, наших надежд и наших трагедий.
В мире существуют две тщательно разработанные системы, которые попытались образно сформулировать суть архетипов. Одна — «Китайская Книга Перемен» осмысливает их через философские образы триграмм и гексограмм, другая — Колода Таро — через образный ряд своих карт или арканов.
Так вот как раз в Колоде Таро и присутствует тринадцатая карта, чей образ соответствует архетипу, названному «Смерть». Внутри карты изображен скелет, размахивающий косой. На земле лежат человеческие останки, но эти останки имеют вид живых существ. Голову, например, совершенно не тронул тлен, руки, тянущиеся из земли, кажутся готовыми к действию. Все в этой карте подчеркивает ее смысл: смерть на самом деле является источником жизни, и не только духовной, но и источником возрождения материи. Сеньор Кэрлот в своей книге «Словарь символов» приводит ключевую фразу тринадцатого аркана: «Необходимо подчиниться умиранию в темнице, чтобы возродиться в свете и чистоте».
[реклама вместо картинки]
Таким образом, смерть в наших сновидениях, это всего лишь проявление соответствующего архетипа, которому «необходимо подчиниться».
Из физики со школьных лет известно, что энергия никогда не исчезает, она лишь переходит, преобразовывается из одного вида в другой. Точно также обстоит дело и с нашей психической энергией. Когда в сновидении какой-либо персонаж уходит из жизни, это значит, что деятельность нашего бессознательного, выраженная через этот образ, высвобождается от старых, уже сковывающих ее форм и может быть реализована в ином своем проявлении. Другими словами, старая структура личности в результате завершенной миссии должна умереть и освободить место новой. Может быть, поэтому сны, в которых присутствует смерть, всегда очень яркие и надолго запоминаются.
Образ, связанный с умиранием, несет нам свои дары, но для того чтобы передать их нам, ему необходимо исчезнуть, разрушиться, освободиться от своей внешней формы. Конечно, мы вольны принять или не принять его жертву. Как часто в подобных сновидениях мы пытаемся спастись от смерти, убегаем от опасностей, прячемся, запираем наглухо двери своего дома, но это означает всего лишь одно: мы просто хотим избежать тех изменений, зачастую мучительных, которые уже начинают прорастать внутри нас.
Однако необходимо подчиниться умиранию в темнице, чтобы возродиться в свете и чистоте. Сны о смерти в определенном смысле предоставляют нам такую возможность.





