Акустические системы для домашнего компьютера

Сегодня практически все компьютеры, находящиеся в наших домах, представляют собой в большей или в меньшей степени законченные мультимедийные решения, включающие привод CD-ROM (или DVD-ROM у наиболее "продвинутой" части населения), звуковую карту и комплект акустических систем. Акустические системы (АС), используемые совместно с компьютером, довольно значительно отличаются от своих аналогов, входящих в состав бытовых аудиокомплексов. Рассмотрим их основные особенности:
учитывая отсутствие или крайне малую выходную мощность усилителя на многих звуковых картах, сейчас практически все АС являются активными, то есть имеют встроенный в одну из колонок (или в сабвуфер в трехканальных и более системах) усилитель мощности, обеспечивающий приемлемую громкость звучания системы;
основная масса АС имеет достаточно скромные размеры, что обусловлено необходимостью размещения их чаще всего на рабочем столе вместе с компьютером;
а это, в свою очередь, привело к появлению в компьютерных АС системы магнитной экранировки, уменьшающей влияние магнитного поля головок громкоговорителей на электронно-лучевую трубку монитора, которая очень чувствительна к таким наводкам и они могут привести к искажениям геометрии или цветопередачи изображения;
с целью снижения стоимости, а так же учитывая малые габариты компьютерных АС, основная их масса имеет пластмассовые корпуса, которые, в отличие от деревянных, не позволяют обеспечить действительно высококачественное звучание;
изначально все компьютерные АС выпускались в двухканальном варианте, но в последнее время в моду входят трех-, четырех-, пяти- и более канальные системы. Многоканальные АС необходимы для создания высококачественного домашнего театра, идея которого постепенно завоевывает умы миллионов.

В данной статье рассматриваются особенности и приведены некоторые рекомендации по выбору недорогих АС для домашнего использования. Стоимость комплекта таких АС имеет очень большой разброс, однако рассматривать колонки по цене дешевле 10 и дороже 100 долларов не имеет никакого смысла, так как первые обеспечивают очень низкое качество звучания, сопоставимое с тем, которое имеет динамик, установленный в системном блоке. АС ценовой категории дороже 100 $ можно отнести или к полу- и просто профессиональному оборудованию, или к игрушкам для богатых. И та, и другая категории выходят за рамки аудитории, для которой предназначена данная статья.

Многоканальный звук или обычное стерео?

Сейчас, когда системы многоканального звучания, на первый взгляд, начинают занимать доминирующее положение на рынке, судя по публикациям в компьютерной прессе или на интернетовских "железных" сайтах, на первый взгляд вопрос, вынесенный в подзаголовок, кажется уже и не совсем актуальным. А все-таки, для чего нужны 4 и более канала для АС домашнего компьютера? Если отбросить совсем уж откровенные глупости вроде улучшения звучания стереофонической музыки на четырех и более колонках, еще иногда встречающиеся в прессе, то все аргументы сторонников многоканальности звука можно свести к двум основным:
организация системы "домашний театр" для обеспечения просмотра фильмов с DVD-дисков, имеющих звуковое сопровождение в формате Dolby Digital, реализующем многоканальный звук по формуле 5.1, что означает 5 полнодиапазонных звуковых каналов ( по 2 фронтальных и тыловых плюс центральный, предназначенный для привязки речи персонажей к изображению на экране) и отдельный низкочастотный канал для сабвуфера;
расширение звукового поля с целью имитации "окружающего звучания" в компьютерных играх.

Честно говоря, возможность качественной реализации "домашнего театра" на базе компьютера вызывает у меня большие сомнения. И действительно, концепция "домашнего театра" в первую очередь требует наличия в его составе большого видеомонитора, желательно широкоформатного, с соотношением сторон 16 : 9, для которого оптимальной считается диагональ от 32", что, согласитесь, совсем не вписывается в понятие компьютерного монитора, тем более домашнего. Если же говорить о выводе сигнала изображения с видеокарты компьютера на экран крупногабаритного бытового телевизора, то возникает проблема с размещением АС. Ведь для получения звуковой картины, соответствующей изображению на экране, АС должны располагаться строго определенным образом, а компьютер со своим монитором чаще всего находится на рабочем столе, и очень сомнительно, что там будет стоять и телевизор. Если же расположить акустику относительно телевизора, то, скажите пожалуйста, какое в таком случае она будет иметь отношение к компьютеру? А ведь при просмотре DVD-фильма на относительно малогабаритном мониторе (ведь в большинстве домашних компьютеров используются мониторы с диагональю, редко превышающей 15") теряется такая большая часть преимуществ нового формата, что "объемные" звуковые эффекты могут восприниматься просто как издевательство. Ведь любая система должна быть сбалансирована, не правда ли? На мой взгляд, если уж так хочется смотреть DVD именно с компьютера, то наиболее целесообразно вывести изображение на бытовой телевизор, а звук через цифровой интерфейс S/PDIF - на АС-3 усилитель или ресивер со своим комплектом акустики. Таким образом, компьютер будет выступать лишь в качестве DVD-плеера, а действительно высококачественный звук обеспечит высококачественная АС нормального домашнего театра, способная озвучить всю комнату, а не только пару метров перед экраном монитора, на что только и способны существующие многоканальные компьютерные АС.

Относительно использования многоканального звука в играх то же не все так однозначно. Начнем с того, что в подавляющем большинстве действительно популярных игр просто нет никакой реальной необходимости в объемных звуковых эффектах. Все-таки даже самые современные сегодняшние 3D-стрелялки-леталки-бегалки не достигли той степени объемности изображения, когда обычное стереозвучание не способно озвучить игровое поле с приемлемым качеством. Тем более что грамотно созданные стереофонические звуковые файлы могут обеспечить очень приличную звуковую картину даже в трех измерениях. Другое дело, что для их создания нужен действительно грамотный звукорежиссер и соответствующая, весьма дорогостоящая аппаратура у производителя, а не у потребителя. А при существующем отношении к делу фирм, выпускающие компьютерные игры, стремящихся завоевать рынок путем выбрасывания большого количества новых игр и дополнений к старым, а не качеством проработки как собственно игрового движка, так и звуковых эффектов, скоро им уже покажется мало и 6 звуковых каналов, обеспечиваемых наиболее продвинутыми АС, и раскошеливайся, доверчивый геймер, на новый апгрейд:

Существует еще один довод в пользу классической, двухканальной схемы АС. Это - проблема размещения большого числа колонок вокруг человека, сидящего перед монитором.

http://images.km.ru/images/pc/magazin/speak_har_pcgw.jpg

Не каждый профессионал сумеет правильно разместить всю эту роскошь!

Согласно классической схеме расположения АС систем Dolby Digital и DolbyPro-Logic, слушатель должен находиться в середине прямоугольника, образованным 4 колонками фронтальных и тыловых каналов, при наличии колонки центрального канала, усиливающей речевые эффекты, она должна располагаться на мониторе (или под ним); и только сабвуфер может находиться в произвольном месте, так как звуковые волны низких частот, излучаемые им, не являются направленными.

http://images.km.ru/images/pc/magazin/speak_j9903.jpg

Полный комплект АС по схеме Dolby Digital 5.1 (интересно, будет ли держаться устойчиво колонка центрального канала на мониторе?)

В реальных домашних условиях такое размещение не всегда возможно, задние громкоговорители, обычно располагающиеся на подставке-треножнике, слишком легко могут быть сбиты, а провода, открыто подходящие к ним, вырваны самым безжалостным образом, особенно когда детские эмоции играющих перехлестнут через край.

Я уже и не говорю об эстетическом удовольствии лицезреть чуть ли не посреди жилой комнаты треножники в стиле марсиан Уэллса. А вот пара обычных АС прекрасно впишется в любой интерьер, не создавая никаких неудобств пользователям: по углам рабочего стола всегда можно найти свободное место. Это же можно сказать и о трехполосной системе, оснащенной сабвуфером, неприметно расположившимся где-нибудь под столом или в углу.

Как выбрать АС.

Переходя к проблеме выбора наиболее оптимальной модели АС для дома, хочу сразу оговориться: здесь не будет сказано ни слова о преимуществах или недостатках продукции той или иной фирмы или конкретной модели. Сегодня не только рядовые пользователи, но и многие специалисты уже просто физически не способны отслеживать то море новых моделей АС, чуть ли не ежедневно появляющихся на рынке. Да и ряды производителей растут очень быстро. Поэтому можно попытаться определить какие то общие для всех критерии, согласно которым можно подобрать что-нибудь подходящие для дома. Любой мало-мальски сведущий человек знает, что главный критерий - прослушивание. Нравится звучание - можно брать смело. Но ведь в магазине предлагаются десятки самых различных моделей, и все подряд прослушивать не будет ни один нормальный человек. Итак, по каким же критериям можно отобрать несколько АС, которые потом можно и прослушать?

Для двухканальных АС одним из главных требований для качественного воспроизведения низких частот является их максимальный объем. При прочих равных условиях большие колонки всегда звучат лучше, чем маленькие. Развивая этот тезис, можно отметить и большое влияние на качество звука и размеры низкочастотного динамика в многополосных системах (в однополосных он - единственный). То, что я особо заостряю проблему звучания на низких частотах, определяется тем, что качественное воспроизведение звуков средне- и высокочастотного диапазонов легко обеспечивается современными малогабаритными динамиками, даже широкополосными, а вот на низких частотах многое зависит от акустического оформления, то есть от конструкции самой колонки, тщательности звукоизоляции внутреннего объема и материала, из которого изготовлен корпус.

http://images.km.ru/images/pc/magazin/speak_fps2000.jpg

http://images.km.ru/images/pc/magazin/speak_j-211b.jpg

В некоторой степени улучшить качество звучания на низких частотах поможет конструкция колонки с применением так называемого фазоинвертора, то есть специального отверстия, чаще всего расположенного в передней часть АС.

Вызывает сомнение весьма распространенное мнение, что многополосные АС (имеющие чаще всего два, а иногда и более динамиков в одной колонке) звучат лучше однополосных. Дело в том, что для обеспечения равномерности частотной характеристики звукового давления многополосные системы должны иметь весьма сложный фильтры, разделяющие входящий звуковой сигнал на полосы, соответствующие возможностям воспроизведения каждой из динамических головок в системе. Такие фильтры, состоящие из катушек индуктивности и конденсаторов, имеют очень большие габариты, поэтому в компьютерных АС они упрощены до предела (а предел этот - просто разделительный конденсатор), поэтому ни о какой равномерности частотной характеристики акустического тракта речи быть не может. Современные широкополосные динамические головки, напротив, обеспечивают вполне приемлемую частотную характеристику.

Одним из решений проблемы качественного воспроизведения низких частот является использование трифонической системы, которая по сути является обычной стереосистемой, только в нее включен дополнительно сабвуфер, который представляет собой отдельную, порой достаточно крупногабаритную, колонку, предназначенную для воспроизведения звуковых частот самого низкого диапазона - в идеале от 20 Гц и до примерно 200 - 300 Гц. Наиболее дорогие сабвуферы могут иметь деревянный корпус, обеспечивающий гораздо лучшее звучание, по сравнению с пластмассовым. Качество звучания, особенно звуковые эффекты в играх, повышается заметно, но любая палка о двух концах - весьма заметно возрастает и стоимость АС, и далеко не всегда прирост качества звучания пропорционален приросту стоимости системы. Но если же Вы все-таки склонились к выбору трехканальной системы, то, весьма вероятно, наилучшим выбором может стать система с применением сабвуфера на базе обычных динамических головок и плоских сателлитов, изготовленных по новой технологии NXT. Эта технология не так давно разработана группой британских фирм, объединенными в Verity Group, и является побочным результатом исследований, выполненных этой группой по заказу военного ведомства по звукоизоляции кабин военных самолетов с помощью активных шумоподавителей.

http://images.km.ru/images/pc/magazin/speak_monaco-b.jpg

Комплект сабвуфер + плоские сателлиты (по бокам сателлитов - полупрозрачные опоры, позволяющие устанавливать их на стол)

Целесообразность такой комбинации заключается в том, что плоские АС великолепно воспроизводят средние и высокие частоты и практически не воспроизводят низкие. Это обусловлено самой природой таких систем: низшая воспроизводимая частота прямо пропорциональна площади излучающей поверхности, и для полноценного воспроизведения низких частот до 60 Гц (напомню, человек может слышать звуки, частоты которых лежат в диапазоне от 20 Гц до 16 - 20 КГц) площадь АС должна быть не менее 1,5 кв.м, что, согласитесь, для настольной системы не реально.

При выборе АС имеет смысл обратить внимание на наличие магнитной экранировки АС, тогда не возникнет проблем при размещении колонок в непосредственной близости от монитора.

Очень просто неопытному покупателю "купиться" и на огромную мощность АС, не менее огромными цифрами обозначенную на коробке. Мощность эта, выраженная в РМРО, имеет очень мало общего с реальной мощностью, развиваемой конкретной АС. Само понятие мощности РМРО, скорее всего вышло из недр рекламных и маркетинговых подразделений фирм, производящих аудиопродукцию. Уж больно красиво смотрятся трехзначные значения мощности у совсем игрушечных колонок. Реально характеризуют мощность только ватты, измеренные по методике DIN (немецкий стандарт) или RMS (американо-японский стандарт). Оба эти стандарта дают примерно одинаковые значения мощности, меньшие, чем рекламные РМРО в 10 - 20 раз. Еще один аргумент, доказывающий рекламную природу ваттов РМРО - он почему то всегда имеют только круглые, красивые значения.

В последнее время, с легкой руки Apple, практически все производители компьютерной техники большое значения придают внешнему виду своих изделий. Времена строгого светло-серого однообразия, похоже, безвозвратно уходят в прошлое. Мода на применение разноцветной, а порой и полупрозрачной пластмассы, неожиданно изогнутых линий "а-ля iMac" не обошла и производителей АС.

http://images.km.ru/images/pc/magazin/speak_vivid-all-a.jpg

АС серии Vivid фирмы JAZZ очень весело будут смотреться в детской, не правда ли?

И напоследок хочется отметить, наверное, один из важнейших моментов. Новоприобретенные АС станут одним из элементов интерьера комнаты, в течение долгого времени будут у Вас перед глазами. И то удовольствие, которое можно получить, а можно и нет, от новой покупки будет зависеть от внешнего вида новоприобретенных АС и их соответствия лично Вашим эстетическим критериям гораздо больше, чем от технических параметров. Так что покупайте, только то, что Вам больше всего нравится, и Вы не прогадаете!

оставляем коменты!!!