http://pikucha.ru/723099/thumbnail/image.jpeg

Enigma (произносится как энигмэ, дословно — загадка, головоломка, что-то таинственное, невыразимое, или шарада или сложная задача) — музыкальный проект, созданный Мишелем Крету (Миха́ем Кре́цу (рум. Mihai Creţu)) в 1990 году. Мишель является композитором и продюсером, его бывшая жена, певица Сандра Крету, часто исполняла вокальные партии в композициях «Энигмы». В рамках проекта выпущено 7 студийных альбомов, 19 синглов и несколько сборников. Проект существует только как студийный и не выступает с концертами.

История
Мишель Крету, получивший академическое музыкальное образование, уже с конца 1970-х был известен в мире популярной музыки: он записывал сольные альбомы, в качестве сессионного музыканта принимал участие в записи музыки на альбомах групп Boney M, Arabesque, как сопродюсер работал с Майком Олдфилдом, а также выступал как основной автор, клавишник и продюсер на альбомах бывшей жены Сандры, популярной певицы 1980-х годов.

Оставив в стороне старые привычки и правила, Мишель в 1990 году создаёт проект Enigma (в переводе с греческого — «загадка»), и в декабре выпускает дебютный альбом MCMXC a.D. (на сегодня продано около 25 миллионов копий) и сингл «Sadeness (Part I)». Благодаря синтезу григорианских хоралов, очаровывающего вокала Сандры, гипнотической музыки с танцевальными ритмами, новаторскому активному использованию семплов, запоминающимся видеоклипам, проект сразу оказался в центре внимания, а сингл и альбом взлетели на вершины чартов. Крету задумывал проект как нечто таинственное, когда никто не должен был знать исполнителей, и можно было лишь слушать музыку. Журналисты упоминали имена многих исполнителей, но имена настоящих создателей (Мишеля Крету и Франка Петерсона) не были раскрыты вплоть до возбуждения судебного процесса по вопросу использования семплов григорианских хоралов.

В 1993 году Крету получил предложение от продюсеров фильма «Щепка» на создание полного саундтрека, но Мишель не принял предложение. Вместо этого он написал «Carly’s Song» и «Carly’s Loneliness», которые и использовались в фильме.

В декабре 1993 года был выпущен новый альбом — «The Cross of Changes». Потеряв часть поклонников из-за того, что на нем не было узнаваемого звучания григорианских напевов и звуков флейты, альбом всё равно достиг отличных результатов, став во многих странах золотым или платиновым. Большой вклад в копилку успеха внёс сингл «Return to Innocence», занявший первые позиции в хит-парадах восьми стран.

В 1996 году увидел свет альбом «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!» (фр. «Король умер, Да здравствует король!»). Идея Крету заключалась в том, что третий альбом должен стать музыкальным «ребёнком» двух предыдущих альбомов, раскрывающим все лучшие их стороны и базирующимся на уже существующем звучании и стиле. Изначально планировалось выпустить три сингла с этого альбома, но издание третьего сингла («The Roundabout») было отменёно в 1998 году по неизвестным причинам. Сингл «Beyond the Invisible» включал композицию «Light of Your Smile» (5:10), не вошедшую на альбом.

Через три года был выпущен диск «The Screen Behind the Mirror». В основу альбома была положена музыкальная тема из кантаты Карла Орфа «Carmina Burana». Также использовались семплы звучания традиционных японских инструментов, церковных колоколов и органа. В качестве синглов были выпущены только «Gravity of Love» и «Push the Limits».

В 2000 году, в рамках сотрудничества с диджеем Андре Таннебергером (более известен как ATB), был записан трек «Enigmatic Encounter», который вошёл в двухдисковое издание альбома ATB — «Two Worlds». Сам трек является переработкой трека «Knocking On Forbidden Doors» из альбома Энигмы «MCMXC a.D.».

В 2001 Крету, заканчивая первую главу проекта Enigma, выпускает новый сингл «Turn Around» вместе с двумя сборниками: «Love Sensuality Devotion: The Greatest Hits» и «Love Sensuality Devotion: The Remix Collection». В поддержку этих релизов в Мюнхенском Планетарии было устроено световое шоу. Также в мае 2001 был выпущен сборник клипов «Remember The Future».

Новый альбом «Voyageur» 2003 года перевернул все представления об «Энигме» в целом. Знаменитые семплы звучания флейт, этнических песнопений, григорианского распева вообще не использовались на новом альбоме, а основной упор делался на тесное сплетение музыки и голоса. В отдельных моментах ещё слышны отголоски прошлого альбома, но это уже новая ступень в развитии проекта.

28 августа 2005 менеджмент «Энигмы» Crocodile-Music.de анонсировал релиз сингла «Hello and Welcome». Изначально выпуск был запланировал на октябрь, позже дата была изменена на 25 ноября, но релиз в Германии состоялся только 10 марта 2006 года. Жители Великобритании услышали сингл 13 апреля.

Новый студийный альбом «A Posteriori», содержащий 12 треков, был выпущен 22 сентября 2006 года в Германии, а 26 сентября во всём мире. Альбом записан на мини передвижной студии «Алхимик». Несмотря на упрощённое звучание по сравнению с «Voyageur» (альбом был записан без участия Сандры, брак с которой у Мишеля Крету к этому времени фактически распался, и Йенса Гада, творческое сотрудничество с которым также было прекращено), шестой альбом был воспринят гораздо лучше предшественника, и нередко характеризовался как самый выдающийся альбом Крету. Менеджмент также объявил о выпуске нового сингла «Goodbye Milky Way». Но позже выпуск сингла был отменён. 3 ремикса были выпущены только через mр3 магазин iTunes.

26 марта 2007 года в интернет-магазине Apple iTunes появилась специальная версия альбома — «Private Lounge Remix». В неё включены 12 новых ремиксов с альбома от таких исполнителей, как Boca Junior, Tocadisco и т. д. Некоторые из треков уже были доступны в оригинальном издании альбома на iTunes и на DVD версии.

16 сентября 2008 года вышел седьмой альбом «Seven Lives Many Faces». Изданию альбома предшествовал выпуск пилотного сингла «La Puerta Del Cielo / Seven Lives». Произошло возвращение к привычному для слушателей звучанию первых альбомов проекта с активным использованием семплов и этнических мотивов. Хорошо принятый традиционной слушательской аудиторией Enigma, альбом не имел заметного коммерческого успеха.

27 ноября 2009 года в честь двадцатилетия проекта был издан сборник «The Platinum Collection» на трех CD. Кроме лучших композиций, на сборнике представлены ремиксы, до того издававшиеся только на синглах, а также одиннадцать прежде не публиковавшихся незавершенных инструментальных композиций экспериментального характера — своего рода черновиков, заготовок для альбомов Enigma под общим названием «The Lost Ones» («Потерянные вещи»).

Музыка
Композиции Enigma описываются как «музыкальные произведения, едва ли имеющие что-то общее с обычной музыкой и общепринятыми представлениями о ней» и «сравнительно новый коллаж звуков, ритма и чувств». Крету всё сильнее совмещает мировые музыкальные направления, сливая все треки в единое целое. Он оставляет вокальными всего несколько треков, заставляя каждого слушателя воспринимать их по-своему.

Понять сущность музыки не может даже Крету: «Никакие слова не могут объяснить музыку. Музыка объясняет себя. Слова и звуки — подобны лучам прожектора. Они не показывают вам всего. Вы должны увидеть то, что находится между потоками света».

Содержание музыки проекта отличается от альбома к альбому, от сексуальности в «Principles of Lust», любви в «Gravity of Love» и невинности в «Return to Innocence». В статье журнала «Billboard» 18 мая 1991 года Крету отметил: «В противовес обычной философии звукозаписывающей компании, люди непредубеждённы и жаждут чего-то уникального. Это музыка, которая отличается от любой другой, существующей сейчас. Я думаю, люди отреагировали на это». Он продолжил: «Я создал законченное музыкальное произведение, и я хотел, чтобы оно находилось по ту сторону от всей остальной музыки. Есть ощущение тайны в этой музыке, которую я хочу оставить нетронутой восприятиями и предубеждёнными идеями, которые обязательно привносятся продюсером или композитором». В то же время можно сказать, что музыка Enigma представляет собой некую форму нью-эйджа с выраженными добавками эмбиента, пост-индастриала и духовной европейской музыки. В целом их стиль нередко называют Энигматикой (Enigmatica).

Длительное время Мишель жил на острове Ибица, Испания, управляя созданной им студией звукозаписи «A.R.T. Studios». В 2008—2009 г. власти острова провели судебный процесс против Крету. Он был обвинен в нарушении местных правил застройки, и его вилла по решению суда в мае 2009 г. была подвергнута разрушению. В связи с этим работа «A.R.T. Studios» прекращена. Мишель Крету переехал в Германию. Новой творческой лабораторией Мишеля стала мобильная студия «MERLIN» [2] По контракту с «Virgin Records», Мишель должен выпустить в общей сложности восемь альбомов (по одному каждые три года), поэтому последний альбом проекта должен выйти в 2012 году.

Участники проекта
    * Мишель Крету, основатель проекта. Создаёт всю музыку и занимается продюсированием. Делает большую часть ремиксов и пишет аранжировки для приглашённых вокалистов.
    * Фрэнк Петерсон (Frank Peterson) — помогал в создании первого альбома. Видимо ему принадлежит идея использования григорианских хоралов в музыке проекта. Поcле ухода из Enigma создал собственный популярный проект Gregorian.
    * Дэвид Фэйрстейн (David Fairstein) — участвовал в создании первых двух альбомов.
    * Питер Корнелиус (Peter Cornelius), австрийский певец и композитор. Создал несколько гитарных соло для второго и третьего альбомов.
    * Йенс Гад (Jens Gad), певец, продюсер, гитарист, помогал Крету в технических вопросах. Исполнил большинство гитарных партий в The Cross of Changes и на последующих альбомах, автор большинства клубных ремиксов на синглах. В ходе работы над альбомом «A Posteriori» покинул проект.

В своих интервью Крету отрицает роль Гада как сопродюсера проекта.
    * Мишель Крету — исполняет большинство мужских вокальных партий.
    * Сандра Крету — её голос звучит на первых пяти альбомах проекта.
    * Андреас Харде (Andreas Harde (aka Andy Hard, Angel, Angel X)) — исполняет «Return to Innocence».
    * Рут Энн Бойл (Ruth-Ann Boyle), ведущий голос английской группы «Olive». Исполняет «Gravity of Love» и ряд других песен четвёртого и пятого альбомов.
    * Эндрю Дональдс (Andru Donalds), ямайский регги-исполнитель, которого продюсировал Крету. Исполняет «Modern Crusaders» и ряд песен на четвёртом и пятом альбомах.
    * Луиза Стенли (Louisa Stanley), работает в области промоушн для «Virgin Records». Её голос звучит на треке «The Voice of Enigma» и в других композициях на первых трёх альбомах.
    * Элизабет Хоктон (Elisabeth Houghton), фотограф «Virgin Records». Исполняет роль Stanley на четвёртом альбоме.
    * Маргарита Ройг (Margarita Roig), вокал на альбоме Seven Lives Many Faces, исполнительница испанского фольклора, о. Ибица

Влияние
Популярность первых двух студийных альбомов Крету привела к появлению музыкальных групп, пишущих музыку в подобном Энигме стиле. Era, Gregorian  (во главе с прежним участником Энигмы — Фрэнком Петерсоном) и несколько других известных групп, включали в свои песни григорианские песнопения.

Критики и фанаты нашли влияние Энигмы в работах и других известных музыкантов. Например, Delerium и его альбом «Semantic Spaces», альбомы Майка Олдфилда, «The Songs of Distant Earth» и «Tubular Bells III», B-Tribe’s и их альбом «Fiesta Fatal!», а также песня «Eden» Сары Брайтман.

Некоторые известные песни проекта появлялись на известных телешоу и в фильмах, например:

    * «Beyond the Invisible» и «Modern Crusaders» в телесериале «Её звали Никита».
    * «Return to Innocence» в эпизоде телесериала «За гранью возможного» («The Outer Limits»).
    * «Return to Innocence» в титрах фильма «Человек Дома».
    * «Return to Innocence» и «Sadeness (Part I)» в фильме «Выход к Раю».
    * «Return to Innocence» в эпизоде телесериала «Моя, так называемая Жизнь» («My So-Called Life»).
    * «Return to Innocence» в эпизоде телесериала «Детектив Раш» («Cold Case»).
    * «Sadeness (Part I)» в фильме «Елена в ящике».
    * «Sadeness (Part I)» в фильме «Ангелы Чарли».
    * «Sadeness (Part I)» в трейлере к фильму «1492: Завоевание Рая».
    * «Sadeness (Part I)» в фильме «Солдаты неудачи» («Tropic Thunder»)
    * «Principles of Lust» в фильме «Единственная белая женщина».
    * «Carly's Song», «Carly’s Loneliness» и «Principles of Lust» в фильме «Щепка».
    * «The Eyes of Truth» в мировом трейлере фильма «Матрица» (трейлер) и «Долгий поцелуй на ночь».
    * «I Love You … I’ll Kill You» в фильме «Money Talks» и трейлере фильма «Стиратель».
    * «Smell of Desire» в трейлере фильма «Прыжок».
    * «Sadeness (Part I)» в комедийном телешоу «Шоу Чаппелла».
    * «Gravity Of Love» в трейлере фильма The Scorpion King.

Композиция «Return to Innocence» также использовалась во многих рекламных роликах, например авиакомпании «Virgin Atlantic». В 2009 году композиция «Seven Lives» использовалась в рекламе Samsung LED TV.

Судебные процессы
В 1991 году Мюнхенский  хор «Kapelle Antiqua» потребовал письменные извинения и денежную компенсацию, обвинив Крету в нарушении авторских прав, искажении своих работ на треках «Sadeness (Part I)» и «Mea Culpa». Мишель и «Virgin Records» согласились выплатить компенсацию, в результате чего удалось избежать суда с лейблом хора «Polydor». Сумма компенсации не была названа, позже Virgin приобрела права на использование работ хора у «Polydor» и «BMG/ARIOLA». Позже в 1998 году споры по поводу нарушения авторских прав возникнут снова. На сей раз Kuo Ying-nan и Kuo Hsiu-chu из Тайваньского племени Ami, подали иск по причине незаконного использования их песнопений в «Return to Innocence».

Хотя все обвинения были сняты, Крету не удалось сохранить анонимность в отношении истинных исполнителей проекта, которую он держал после выхода первого альбома.

После этих исков, семплы, используемые в производстве третьего и четвёртого альбомов, «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!» и «The Screen Behind the Mirror», должным образом соблюдали законы об авторском праве. Пятый же альбом, «Voyageur», не содержал никаких семплов вообще.